Автор: Igor Stepanovich
По показателю уровня активности инновационной деятельности Украина плетется в хвосте не только развитых стран, но и развивающихся. Общие затраты в промышленности в 2008 году на инновации составили всего 0,01% от валового внутреннего продукта и 0,04% от бюджета страны этого же года. Тогда как развитые страны инвестируют в инновации в сотни раз большие средства. Это опасный вызов для независимости и безопасности Украины.
Под инновацией понимается внедренная и потребляемая новая продукция (работы, услуги). Эта продукция может быть новой для предприятия или рынка. Конечно, лучше чтобы была продукция новой для рынка, причем, не только национального, но и мирового. Но за это предпринимателям Украины нужно очень сильно потрудиться и долго побороться.
Исследуя источники запросов на инновационный тип развития, мы пришли к выводу, что наиболее заинтересованными субъектами, инициирующими разработку и внедрение инноваций, являются:
1. Общественные потребности людей, беспрерывно возрастающие с каждым годом и новым поколением. Каждым человеком, семьей, организацией движет естественное стремление - иметь больше разнообразных благ, лучшего качества, удовлетворять потребности в полном объеме.
2. Влияние зарубежных стран и народов, с их высоким стандартом благосостояния, на наших людей, обострение мировой конкуренции на рынках, также жестко требует от правительства, предпринимателей, общественных организаций внедрять инновации, чтобы идти в ногу с мировым прогрессом.
3. В каждой стране есть своя Академия наук, большой штат ученых, которые профессионально занимаются фундаментальными научными исследованиями по добыче новых знаний, за что, собственно, они получают приличную заработную плату, и обязаны отвечать за инновационный процесс страны.
4. Каждое крупное предприятие, объединение также ведут прикладные научно-исследовательские и проектные разработки, которые должны завершаться нововведениями в производстве новых товаров, работ, услуг.
5. И все же, главной ударной силой в инновационных прорывах являются предприниматели, бизнесмены и менеджеры предприятий и организаций страны. Особенно остро дилемма: быть или не быть, процветать или банкротиться, стояла и стоит перед предпринимателями малого и среднего бизнеса, которого в Украине миллионы.
Именно они являются творцами многих изобретений и генераторами продвижения новаций. Другое дело, как эти новации подхвачены крупным бизнесом, поддержаны государством и общественностью.
Пик моды на революционные инновации приходится на каждые шесть, семь лет. В такое время молодое поколение предпринимателей и менеджеров с энтузиазмом приступают к поиску гениальной идеи, которая, как они надеются, «перевернет мир». За последние 25 лет прокатилось как минимум четыре волны всплеска ожесточенной конкуренции, которые вызывали повышенный интерес к инновациям.
Изучение тенденций в инновационном процессе показывает, что каждая новая волна сталкивается с теми же вызовами и проблемами. Суть последних в противостоянии двух взаимоисключающих желаний: с одной стороны, предприниматели стремятся получать сразу и в большом объеме прибыль от действующего бизнеса, с другой - хотят инвестировать средства в новые рискованные идеи и проекты, по которым наперед неизвестно, принесут ли они компании дивиденды.
Каждый руководитель ставит задачу получить инновационный хит. Но в погоне за сенсацией управленцы порой отвергают идеи, кажущиеся на первый взгляд слишком скромными, а сотрудники, не занятые в крупных проектах, чувствуют себя людьми второго плана, что гасит их пыл к инновациям.
Еще одна частая ошибка - замыкаться на продуктах. Новые же идеи можно почерпнуть в самых разных сферах деятельности - как в производстве, так и в маркетинге. Например, компания Ocean Spray, выпускавшая клюквенный морс, сделала ставку на новую упаковку - купила на полтора года эксклюзивное право продавать морс на рынке США в пакетах Tetra Pak и обставила крупнейших американских поставщиков соков (включая P&G и Coca-Cola).
Осматриваясь по сторонам и подражая удачливым конкурентам по принципу «мы тоже так умеем», компания нередко распыляет свою инновационную энергию на незначительные проекты, только ради того, чтобы не отстать от рядом идущих, что, в конечном счете, приводит к высоким издержкам и утере концентрации сил на перспективной идее. В то же время, не пытаясь одерживать мелкие, частые победы, компания может не заметить многие заманчивые возможности и упустить действительно перспективные проекты.
Еще одна разновидность классических ошибок связана со стилем управления: компании норовят применять к инновационным процессам те же рычаги, что и к зрелому бизнесу, - планирование, бюджет, отчеты - и тем самым препятствуют творческому развитию коллектива. Неопределенность - неотъемлемая особенность инновационной деятельности, где особенно нужен гибкий творческий подход в управлении и оценке, а не традиционный шаблон.
Оценка результатов работы специалистов только по давно сложившимся нормативам и стандартам - еще одна опасность для инноваций. Стабильным компаниям нужны четкие планы - собственники требуют, чтобы руководители строго выполняли намеченные планы. Сотрудникам платят за точное выполнение функциональных обязанностей и приказов, и не поощряются вольности. Тогда как инновацийный подход часто требует от специалистов творчества и новых неизвестных ранее подходов, что опять же вступает в противоречие со сложившейся практикой.
Во избежание конфликта развивающейся корпоративной культуры с традициями, руководителям предприятия нужно проводить либеральную политику мирного сосуществования: придерживаться устоявшихся традиций, но, одновременно, содействовать развитию новой культуры.
В этом плане классическую ошибку совершила General Motors, когда основала Saturn, автономную компанию для производства недорогих компактных автомобилей. Saturn постепенно перестала подчиняться правилам GM. Новой команде дали свободу в области разработки, производства, маркетинга, продаж и обслуживания клиентов в расчете, что GM потом возьмет на вооружение лучшие идеи корпоративной культуры новой компании. Но вместо этого Saturn, после ее успешного старта, окончательно отделилась от GM как от устаревшей системы. Близко к этой истории, совершила ошибку крупная торговая исландская компания Baugur, когда она ввязалась в гонку поглощений других предприятий, надеясь получить от этого крупные инновационные преимущества. Для чего брала огромные кредиты в банках. Когда же в октябре 2008 года разразился финансовый кризис, банкротами стали банки страны, разорилась и компания Baugur. Однако отдельные ее преуспевающие предприятия даже выиграли от банкротства корпорации.
Дело в том, что у экспериментальной - творческой и основной - традиционной систем коллектива мало общего. Часто радикальные предложения новаторов не вписываются в рамки традиционных правил организации труда и дисциплины. Новаторы, к примеру, предлагают совершенно неожиданные решения по-новому использовать имеющийся потенциал, что ставит в тупик отставших от прогресса руководителей. Более того, если для потенциальных нововведений нужны знания из смежных отраслей, то шанс на то, что компания упустит или сведет на нет инновации, слишком велики. Руководители, ограниченные узким кругозором своей технической специальности, скорее всего не поймут суть новой идеи, выходящей за рамки технологии и недооценят её значение.
Ниже приведем поучительные уроки из десяти ошибок Microsoft, допущенных в 2009 году, еще недавно самой передовой, быстро развивающейся и богатеющей компании.
2009 год был самым сложным для компании за 35 лет ее существования, с тех пор как Билл Гейтс и Пол Аллен основали ее, а затем отошли от управления. Конечно, корпорация могла бы справиться с трудностями 2009 года гораздо лучше, если бы не допущенные ошибки. Вначале руководство насчитало более двадцати ошибок, но решило огласить всего десять.
Экономический кризис 2008-09 годов нанес в Украине сокрушительный удар по малому бизнесу, финансовый 2008 год был закрыт с миллиардными убытками, большое количество предприятий обанкротилось, 37,3% предприятий завершило год с убытками. Как в такой ситуации предпринимателям отвечать на мировой инновационный вызов, если почти половина предприятий не получает прибыли и с трудом выживает?
Источник статьи: http://www.rusarticles.com/upravlenie-statya/innovacii-sovremennyj-vyzov-i-uroki-oshibok-6390196.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий